Из всех картин природы, развертывающихся перед нашими глазами,
самая величественная - картина звездного неба. Звездное небо -
это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими
мирами. Каждая звездочка, даже еле заметно мерцающая в темном
небе, представляет собой огромное светило, часто более горячее и
яркое, чем Солнце. Только все звезды находятся очень далеко от
нас и потому светятся слабо.
Как произошли небесные Светила? Как далеки они от нас? Как
устроены звезды? Что было с ними в прошлом и что произойдет с
ними в будущем ? Все эти вопросы изучает астрономия - наука о
Вселенной.
Ученые смогли определить расстояния до звезд, узнать вес Солнца
и его химический состав, предсказать будущие затмения Луны и
Солнца, время появления хвостатых светил - комет. Но прошли
многие века, прежде чем это удалось сделать.
Интерес человека к природе вселенной и нашему месту в ней уходит
корнями далеко в прошлое. Такие люди были уже во времена
вавилонской цивилизации, процветавшей в междуречье и вокруг
Тигра и Ефрата с 4000 до 300 гг д.н.э. Ими владел неподдельный
интерес к тому, что делали эти самые огоньки в небе. Они знали,
что Луна круглая - сфера, а не плоский диск. Они знали, что год
длится приблизительно 365 и1/4 суток. Они даже знали о
"прецессии равноденствий", циклическом явлении с периодом в
26000 лет. Они сделали эти открытия, ведя тщательные наблюдения
за тем, как перемещались по небу Луна и планеты. Вавилонские
астрономические записи 500 года д.н.э. верны и поныне.
Первым в ряду древне-греческих мыслителей, поднимавшим
онтологические проблемы, а, по Аристотелю, - основоположником
наиболее ранней греческой философии и науки, следует считать
Фалеса из Милеты (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.).
Мир он считал одушевленным и полным божеств.Он открыл
продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять
дней". Фалес первый объявил душу бессмертной". Кроме того,
имеются свидетельства, что Фалес серьезно занимался астрономией
и "первым предсказал солнечное затмение, которое действительно
случилось 28 мая 586 г. до н.э.".
Фалес Милетский довольно хорошо разбирался в небесной механике.
Признавал естественным движение Земли по круговой орбите, смог
вычислить период обращения планеты. Одним только этим
древнегреческий мыслитель предопределил сферу научных
исследований и борьбы для многих и многих последующих поколений
ученых и философов.
Ученик Фалеса Анаксимандр (около 610 - 546 гг. до н. э.),
развивая учение учителя, выдвинул идею о неопределенности
первоначала мира не только в качественном, но и количественном
отношении. Так возникла мысль о бесконечности Вселенной и о
множественности миров. Есть основание полагать, что Анаксимандр
впервые высказался о шарообразности нашего мира, а может быть, и
Земли.
Анаксагор (500 - 428 гг. до н.э.) жил и творил более чем через
сто лет после Анаксимандра.
Из научных догадок Анаксагора, которые ставят его в ряд
основоположников многих современных наук и теоретических
построений, можно назвать идею первичного толчка, идею
расширения Вселенной, идею зависимости импульса силы от скорости
и др.. Помимо этого, Анаксагор ввел понятие Разума как
организующего начала в устройстве космоса, он нарисовал картину
образования звездных систем, миров и планет посредством
вращательного вихревого движения, заданного Разумом. Разум "стал
властвовать над всеобщим вращением, так как он дал начало этому
вращению" - писал он.
Рассматривая воззрения древнегреческих философов на структуру
мироздания, невозможно обойти вниманием космогоническое учение
афинского философа-материалиста Эпикура (341 - 270 гг. до н.э.).
Эпикур считал Вселенную не только беспредельной, но вмещающей
бесчисленные миры , среди которых одни "схожи с нашим, а
некоторые несхожи".
Геоцентрическая система К. Птолемея (Klaudios Ptolemaios; лат.
Claudius Ptolemaeus; ок. 90 - 161 н.э.), изложенная им в труде
"Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она
представляла собой первую универсальную математическую модель
мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным,
включающим в себя равномерное круговое движение небесных тел
вокруг неподвижной Земли.
Птолемей существенно дополнил и уточнил теорию Луны,
усовершенствовал теорию затмений. Но подлинно научным подвигом
ученого стало создание им математической теории видимого
движения планет. Эта теория опиралась на следующие постулаты:
• шарообразность Земли;
• колоссальная удаленность от сферы звезд;
• равномерность и круговой характер движений небесных тел;
• неподвижность Земли;
• центральное положение Земли во Вселенной.
Построение геоцентрической системы К. Птолемеем завершило
становление первой естественнонаучной картины мира. В течение
длительного времени эта система выступала не только как высшее
достижение теоретической астрономии, но и как ядро античной
картины мира и астрономической основой антропоцентрического
мировоззрения.
Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский
астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил
переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение
многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил
видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и
обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение
изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543),
запрещенном католической церковью с 1616 по 1828. |