Познавательная энциклопедия

 

Астрономия, немного истории

 

 
 
 
   Из всех картин природы, развертывающихся перед нашими глазами, самая величественная - картина звездного неба. Звездное небо - это необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Каждая звездочка, даже еле заметно мерцающая в темном небе, представляет собой огромное светило, часто более горячее и яркое, чем Солнце. Только все звезды находятся очень далеко от нас и потому светятся слабо.
   Как произошли небесные Светила? Как далеки они от нас? Как устроены звезды? Что было с ними в прошлом и что произойдет с ними в будущем ? Все эти вопросы изучает астрономия - наука о Вселенной.
   Ученые смогли определить расстояния до звезд, узнать вес Солнца и его химический состав, предсказать будущие затмения Луны и Солнца, время появления хвостатых светил - комет. Но прошли многие века, прежде чем это удалось сделать.
   Интерес человека к природе вселенной и нашему месту в ней уходит корнями далеко в прошлое. Такие люди были уже во времена вавилонской цивилизации, процветавшей в междуречье и вокруг Тигра и Ефрата с 4000 до 300 гг д.н.э. Ими владел неподдельный интерес к тому, что делали эти самые огоньки в небе. Они знали, что Луна круглая - сфера, а не плоский диск. Они знали, что год длится приблизительно 365 и1/4 суток. Они даже знали о "прецессии равноденствий", циклическом явлении с периодом в 26000 лет. Они сделали эти открытия, ведя тщательные наблюдения за тем, как перемещались по небу Луна и планеты. Вавилонские астрономические записи 500 года д.н.э. верны и поныне.
   Первым в ряду древне-греческих мыслителей, поднимавшим онтологические проблемы, а, по Аристотелю, - основоположником наиболее ранней греческой философии и науки, следует считать Фалеса из Милеты (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.).
   Мир он считал одушевленным и полным божеств.Он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней". Фалес первый объявил душу бессмертной". Кроме того, имеются свидетельства, что Фалес серьезно занимался астрономией и "первым предсказал солнечное затмение, которое действительно случилось 28 мая 586 г. до н.э.".
   Фалес Милетский довольно хорошо разбирался в небесной механике. Признавал естественным движение Земли по круговой орбите, смог вычислить период обращения планеты. Одним только этим древнегреческий мыслитель предопределил сферу научных исследований и борьбы для многих и многих последующих поколений ученых и философов.
   Ученик Фалеса Анаксимандр (около 610 - 546 гг. до н. э.), развивая учение учителя, выдвинул идею о неопределенности первоначала мира не только в качественном, но и количественном отношении. Так возникла мысль о бесконечности Вселенной и о множественности миров. Есть основание полагать, что Анаксимандр впервые высказался о шарообразности нашего мира, а может быть, и Земли.
   Анаксагор (500 - 428 гг. до н.э.) жил и творил более чем через сто лет после Анаксимандра.
Из научных догадок Анаксагора, которые ставят его в ряд основоположников многих современных наук и теоретических построений, можно назвать идею первичного толчка, идею расширения Вселенной, идею зависимости импульса силы от скорости и др.. Помимо этого, Анаксагор ввел понятие Разума как организующего начала в устройстве космоса, он нарисовал картину образования звездных систем, миров и планет посредством вращательного вихревого движения, заданного Разумом. Разум "стал властвовать над всеобщим вращением, так как он дал начало этому вращению" - писал он.
   Рассматривая воззрения древнегреческих философов на структуру мироздания, невозможно обойти вниманием космогоническое учение афинского философа-материалиста Эпикура (341 - 270 гг. до н.э.).
Эпикур считал Вселенную не только беспредельной, но вмещающей бесчисленные миры , среди которых одни "схожи с нашим, а некоторые несхожи".
   Геоцентрическая система К. Птолемея (Klaudios Ptolemaios; лат. Claudius Ptolemaeus; ок. 90 - 161 н.э.), изложенная им в труде "Альмагест", господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим в себя равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.
   Птолемей существенно дополнил и уточнил теорию Луны, усовершенствовал теорию затмений. Но подлинно научным подвигом ученого стало создание им математической теории видимого движения планет. Эта теория опиралась на следующие постулаты:
• шарообразность Земли;
• колоссальная удаленность от сферы звезд;
• равномерность и круговой характер движений небесных тел;
• неподвижность Земли;
• центральное положение Земли во Вселенной.
   Построение геоцентрической системы К. Птолемеем завершило становление первой естественнонаучной картины мира. В течение длительного времени эта система выступала не только как высшее достижение теоретической астрономии, но и как ядро античной картины мира и астрономической основой антропоцентрического мировоззрения.
   Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
 
 
 
 
 
 
Hosted by uCoz